Фантазия необходима ребёнку

Фантазия необходима ребёнку.

Ребёнок не знает, во что играть. Его никто не научил этому. Ему скучно сейчас – ему будет скучно всю жизнь. Потому что ничего не сможет он дофантазировать, придумать представить, смоделировать. Ведь воображение и возникает как раз из игры. И фантазию рождает игра.

У ребёнка нет фантазии – это страшный диагноз.

Ему оказалась недоступна условность игры. Значит, он никогда ни о чём не мечтал. Может ли быть что-нибудь более уродливое, чем «юные доктора» и «старые дети»? – писал в своё время Жан Жак Руссо. Этого не должно быть. Это аномалия детства.

Фантазия необходима ребёнку, а проигрывание различных ролей в детстве лучше подготавливает  его к будущей жизни и деятельности. Информация, которую дети получают в игре , обогащает их ум, а фантазия при этом становится более качественной, более содержательной, интересной. Когда дети примеряют на себя роли положительных героев из кинофильмов, мультфильмов, сказок и рассказов, присваивая себе качества этих героев, ребята хотят быть похожими на них и в жизни.

Взрослые водят самолёты, изобретают машины, командуют полками, а дети играют в лётчиков, изобретателей и полководцев. «Дети вечно воображают себя взрослыми,  вечно играют во взрослых, упражняются в том, что они будут делать всерьёз», – говорил А. В. Луначарский.

А поддерживает ребёнка в игре роль.

Роль для него – это надежда, осуществление мечты, вера в себя. Роль – это успех. Роль предписывает и правила поведения в игре, своеобразную детскую мораль. Правилам игры дети всегда подчиняются беспрекословно. Парадокс игры заключается в том, что, стремясь к максимальному удовольствию в игре от выполнения роли, ребёнок добровольно берёт на себя обязанности, связанные с подчинением правилу, часто отказываясь от действия по непосредственному импульсу в игре.

«Почему же ребёнок делает не то, что ему непосредственно хочется сейчас делать?» – спросите вы. «Потому что соблюдение правил во всей структуре игры сулит такое большое наслаждение от игры, которое больше, чем непосредственный импульс», – отвечает известный психолог Л. С. Выготский.

Овладеть правилом игры для ребёнка означает овладеть своим поведением, овладеть собой. Игра становится для ребёнка своеобразной школой жизни. «Он играет потому, что развивается и развивается, потому что играет. Игра – практика развития», – писал известный психолог С. Л. Рубинштейн.

Школа игры отличается от настоящей школы тем, что ребёнок сам себе задаёт в ней уроки и поэтому с усердием их выполняет. Все мы, наверное, нередко замечали, как часто ребёнок, играя, не знает усталости. Игра часто действует на детей как настоящий допинг, пробуждая в них самые могучие силы души и включая их в коллективные игровые отношения. Желание действовать в игре вместе, сообща, быть равным среди сверстников рождает у ребёнка уверенность в своих силах. И горе тем, кого не приняли в игру. Целую гамму неприятных переживаний, рождает в душе маленького человека ощущение вне игры. Никакие подарки не возместят потери.

Не всегда родители могут отвлечь ребёнка от тяжёлых размышлений: почему никто не хочет с ним играть? Если это случилось с вашим ребёнком, помогите ему, так как, находясь в положении «непринятого», ребёнок может прибегнуть к любым ухищрениям. Он может принять любые условия и даже выполнить не приятную для себя роль, лишь бы испытать чувство коллективного удовольствия от игры вместе со всеми.