Тема: Итоговые контрольно , измерительные материалы по русскому языку за курс 3 класс
Цель: итоговая проверка качества усвоения практического и теоретического учебного материала за курс 3 класс по русскому языку
Анонс: Тестовые задания составлены в форме ЕГЭ в соответствии с программой по русскому языку для учащихся 3 класса (УМК «Школа России»).
Материал предназначен учителям начальных классов и завучам по УР для проведения административной проверочной работы в конце учебного года.
На проверочную работу отводится 45 мин (1 урочный час)
Структура теста:
В каждый тест включены задания по темам:
◆ предложение, текст,
◆ орфограммы, изученные во 2 классе (правописание корня, словарные слова, перенос слов, правописание приставок и предлогов, ь и ъ разделительные знаки)
◆ состав слова,
◆ имя существительное,
◆ имя прилагательное
Задания трёхуровневые. Для оценивания работы предлагаются критерии:
каждое верно выполненное задание
◆ 1 уровня , с 1 по 8 задание (1 балл)
◆ 2 уровня , с 9 по 16 задание (2 балла)
◆ 3 уровня- с 17 по 24 задание (3 балла)
, задания 1 и 2 уровней предполагает выбор правильного ответа из предложенных вариантов
, задания 3 уровня предполагает самостоятельное решение задания (запись ответа)
Шкала оценок:
Оценка «5» , 46-48 баллов (97-100%)
оценка «4» , 37-45 баллов (77-96%)
оценка «3» , 24-36 баллов (50-76%)
оценка «2» , 0-23 балла (менее 50%)
ТЕСТ 1
Задания первого уровня (1 балл)
- 1. Выбери верное утверждение
Предложение , это …
А. буквы связанные между собой по смыслу.
Б. слова, выражающие законченную мысль.
В. слова, не связанные между собой по смыслу.
Г. буквы, не связанные между собой по смыслу.
- 2. Прочитай текст. Сколько в нём предложений? (знаки препинания в конце не расставлены)
У Даши живут чижи и синички весь день они весело скачут и поют Даша их любит
А.1, Б. 2, В. 3 Г. 4
- 3. Выбери слово, от которого нужно поставить вопрос к выделенному слову
На лесной полянке растёт душистая земляника.
А. на лесной Б. растёт В. душистая Г. земляника
- 4. Укажи слово, в котором пропущена буква о.
А. др(о,а)зды Б. кр(о,а)я В. ск(о,а)ла Г. тр(о,а)ва
- 5. Укажи слово, которое является проверочным для слова лесок
А. лесной Б. лесочек В.лес Г. лесовик
- 6.Укажи слово с непроверяемой безударной гласной в корне
А. библиотека Б. тропинка В. тяжёлый Г. молчать
- 7. Дополните высказывание.
Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…
А. корнем Б. окончанием В. приставкой Г. суффиксом
- 8. Укажи слова с приставкой по-
1. пол 2. посуда 3. поход 4. помыть
А.3,4 Б.2,3 В.1,4 Г. иной ответ
Задания второго уровня (2 балла)
- 9. Выбери нужный знак препинания, чтобы получилось предложение, в котором содержится сообщение.
У тебя разбита коленка.
А. (.) Б. ? В. ! Г. иной ответ
- 10. Какие предложения составляют текст?
А. Дети часто ходили в рощу. Там цвели душистые ландыши. Они очень украсили лес.
Б. В чаще леса живут белки. Для Миши вызвали врача. В гнезде пищат грачата.
В. В саду цветёт шиповник. За домом широкая река. Под ёлкой жил маленький ёжик.
Г. Пришла зима. Бежит мышка. А у Клавы лыжи.
- 11. Укажите сколько слов в предложениях со звонкой согласной на месте пропусков.
Дети пошли на пру… Там весело шумит камы…, где живёт у….Ребята будут строить пло….
А.1 Б.2 В. 3 Г. 4
- 12.Укажите слова с безударной гласной, проверяемой ударением.
1. поля 2. вагон 3. лесной
4. дрожать 5. песок 6.герой
А. 1,3,4 Б. 1,2,3,6 В. 3,4,5 Г.иной ответ
- 13. В какой группе словосочетаний на месте пропусков пишется Ь ?
А. с…,едобный гриб, построить сквореч…ник
Б. попасть в об…ятия, запасаться с…естным
В. знатное кушан..е, дружная сем..я
Г. берёзовые поч..ки, с..езд депутатов
- 14. Укажите сколько в тексте слов с приставкой.
От инея пожелтели берёзки и покраснели осинки. Вода в реке потемнела. Холодный осенний ветер срывал листья.
А.2 Б.3 В.4 Г. иной ответ
- 15. Укажите слово такое же по составу как слово пригорки
А. кормушки Б. подснежник В. медовый Г. заморозки
- 16. Укажите группу слов, где на месте пропуска будет буква с
А. …делать, ..мыть Б. …дание, ..прыгнула
В. ..десь, ..кинуть Г. ..ломить, …вонить
Задания третьего уровня (3 балла)
- 17.Выпишите из предложения словосочетание.
На полянке росла сосна.
- 18. Составьте из предложений текст. В ответ запишите номера предложений в том порядке, как они должны стоять в тексте.
1. На ней висели яблоки. 2.Под яблонькой спал зайка. 3.В огороде росла яблонька. 4.Зайка прыгнула в сторону и побежал к лесу. 5.Вдруг яблоко упало на него.
- 19. Прочитай текст и выполни задания.
Тише дождь. Посветлело за окнами. Вода струится по стеклу. Побежали по дорогам ручьи. Позеленел за окнами луг.
Выпишите из третьего предложения второстепенный член.
- 20. Выпишите из предложения слова, которые пишутся с маленькой буквы.
М(м)осква – С(с)толица Р(р)оссии.
- 21.Выполни задание по образцу и запишите ответ как в образце.
Ломать – лом, колоть – кол,
б..жать , ……., х…,дить , ……
- 22. С помощью приставки образуйте глагол противоположный по смыслу. Запишите образованный вами глагол в ответ.
открыть
- 23. Если от данных слов образовать слова, обозначающие признак предмета, то в каком из них появятся непроизносимая согласная? Выпиши образованное вами слово.
Прелесть, ужас, чудеса.
- 24. Выпишите из предложений слова с приставкой – из
Волк (из)влёк (из) (из)бушки всю (из)мазанную тестом лису.
ТЕСТ 2
Задания первого уровня (1 балл)
- 1. Текст – это…,.
А. предложения, связанные между собой по смыслу.
Б. набор словосочетаний, не связанных по смыслу.
В. предложения, не связанные между собой по смыслу.
Г. иной ответ.
- 2. Прочитайте текст. Сколько в нем предложений? (знаки препинания в конце не расставлены).
Наступил апрель по реке плывут льдины
А. 1, Б. 2, В.3, Г.4.
- 3. Укажите слово, в котором пропущена буква а.
А. б(а,о)льшой, Б. с(а,о)ды, В. ст(а,о)ял, Г. зв(а,о)нил.
- 4. Укажите слово, которое является поверочным для слова голубок
А. голубочек, Б. голубка, В. голубой, Г. голубь.
- 5. Укажите слово с непроверяемой безударной в корне.
А. петух, Б. вода, В. поляна, Г. холмы.
- 6. Окончание служит для …,
А. образования новых слов, Б. связи слов в предложении,
В. узнавания родственных слов, Г. иной ответ.
- 7. Укажите слова с приставкой с-.
1. стол, 2. съезд, 3. спрыгнуть, 4. столовая.
А. 1, 4, Б. 2, 3, В. 3, 4, Г. иной ответ.
- 8. Укажите группу однокоренных слов.
А. школа, класс, школьный, Б. дождь, дождливый, дождевик,
В. белить, белка, беличий, Г. сон, сонный, спать.
Задания второго уровня (2 балла)
- 9. Выберите нужный знак препинания, чтобы получилось предложение, в котором задается вопрос.
У тебя разбита коленка
А. (.) Б. ? В.! Г. иной ответ.
- 10. Какие предложения составляют текст?
А. Зима. Мороз украсил окна узорами. Узоры блестят и переливаются на солнце.
Б. Мальчик бежит в лес. Была осень. Это оляпка.
В. Дуют холодные ветры. Ребята идут по тропинке. Пришла теплая весна.
Г. Светило ясное солнышко. Лошади щиплют зеленую траву. Глеб купил карандаши.
- 11. Укажите, каким членом предложения является выделенное слово.
Он мгновенно скрылся в доме.
А. подлежащим, Б. сказуемым,
В. второстепенным членом предложения, Г. иной ответ.
- 12. Укажите, сколько слов в предложениях с глухой согласной на месте пропусков.
Дети пошли на пру…, . Там весело шумит камы…, , где живет у…, .Ребята будут строить пло…, .
А. 1, Б. 2, В. 3, Г. 4.
- 13. Укажите слова с безударной гласной, проверяемой ударением.
1. ночной, 2. мороз, 3. мебель, 4. ягоды, 5. денёк, 6.дрожит.
А. 1, 5, 6, Б. 1, 4, 6, В. 2, 3, 4, Г. иной ответ.
- 14. В каком предложении на месте пропусков во всех случаях пишется ъ?
А. К под…,езду под…,ехал автобус,
Б. Ил…,я и Петя – друз…,я,
В. Обез…,яна с…,ела кусок торта.
Г. В воскресен…,е к школе под…,ехал автобус.
- 15. Укажите сколько в тексте слов с приставкой.
В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Стройными косяками потянулись в дальние теплые страны.
А. 4, Б. 5, В. 6, Г. иной ответ.
- 16. Укажите, в каких словосочетаниях выделенное слово, имеет приставку на-.
1. (на)лил молока, 2. (на)писать диктант, 3. поставить (на)стол, 4. выписать (на)лист.
А. 1 ,3, Б. 1, 2, В. 1, 4, Г. иной ответ.
Задания третьего уровня (3 балла)
- 17. Выпишите из предложения словосочетание.
В саду растут вишни.
- 18. Составьте из предложений текст. В ответ запишите номера предложений в том порядке, как они должны стоять в тексте.
1. Дети лечили зайца. 2. Ребята были в лесу. 3. Заяц лежал на земле. 4. Они нашли зайца. 5. У зверька была сломана лапа.
- 19. Прочитайте текст и выполните задание.
Стояла суровая зима. От морозов погиб знаменитый сад в селе Михайловском. Весной школьники посадили молодые яблоньки. Саженцы хорошо прижились.
Каким (повествовательным, вопросительным, побудительным) является предложение, в котором говорится о саженцах?
- 20. Выпишите из предложений слова, которые пишутся с маленькой буквы.
П(п)етя И(и)ванов и А(а)Леша Д(д)роздов – Д(д)рузья.
- 21. Выполните задание по образцу и запишите ответ как в образце.
Гостил – гость, дарил – дар,
с…,рил , …, , в…,зил , …,
- 22. С помощью приставки образуйте глагол противоположный по смыслу. Запишите образованный вами глагол в ответ.
принести
- 23. Если от данных слов образовать слова, обозначающие признак предмета, то в каком из них появится непроизносимая согласная? Выпишите образованное вами слово.
Вкус, опасность, капуста.
- 24. Выпишите из предложения слова с приставкой –за.
Убегая от мальчишек, (За)хар (за)бежал (за)угол и спрятался (за) (за)валинку.
ТЕСТ 3
Задания первого уровня (1 балл)
- 1. Укажите предложение.
А. Мимо забора. Б. Пришла осень. В. Тихо шли. Г. Около березы.
- 2. Выберите слово, от которого нужно поставить вопрос к выделенному слову.
Пробил дятел в кленовой коре дырочку.
А. пробил, Б. дырочку, В. дятел, Г. в коре.
- 3. В каком слове на конце пишется к?
А. су…,, Б. бере…,, В. сапо…,, Г. вра…,
- 4. Укажите слово, в котором ь обозначает мягкость согласного.
А. веселье, Б. сучья, В. пальто, Г. листья.
- 5. Укажите, какое из данных слов является проверочным для слова указка
А. указать, Б. указкой, В. указ, Г. указками.
- 6. Изменяемая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых родственных слов, называется…,
А. окончанием, Б. приставкой, В. суффиксом, Г. корнем.
- 7. Укажите слова, состоящие из приставки, корня и окончания.
1. походка, 2. завалы, 3. запахи, Г. находка.
А. 1, 2, Б. 2, 4, В. 2, 3, Г. иной ответ.
- 8. Укажите слова с непроизносимой согласной.
1. опасный, 2. звездный, 3. солнце, 4. чудесный.
А. 1, 2, Б. 3, 4, В. 2, 3, Г. иной ответ.
Задания второго уровня (2 балла)
- 9. Укажите побудительное предложение.
А. В нашей стране любят спорт.
Б. Спорт делает людей сильными.
В. Он укрепляет здоровье.
Г. Занимайтесь спортом, бегайте, прыгайте и будьте здоровы.
- 10. Укажите слово, которое может выступать в роли подлежащего.
А. синица, Б. на полянке, В. в саду, Г. зимой.
- 11. Укажите в предложении главные члены.
Стройными косяками потянулись птицы в дальние страны.
А. стройными косяками, Б. потянулись птицы,
В. в дальние страны, Г. потянулись косяками.
- 12. Укажите, сколько слов в предложениях с глухой согласной на месте пропусков.
Красивый наш лу…, летом. Зеленый наря…, земли радует гла…,: здесь и ромашка, и колокольчик, и ланды…, .
А. 1, Б. 2, В. 3, Г. 4,
- 13. Укажите сколько в предложении слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
Каждой птице свое гнездо любо.
А. 1, Б. 2, В. 3, Г. 4,
- 14. Укажите сколько в тексте слов с приставкой.
Жили-были старик со старухой. Была у них внучка Маша. Собрались раз подруги по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой Машу.
А. 2, Б. 3, В. 4, Г. иной ответ.
- 15. Укажите группу слов, в составе которых есть приставка.
А. входят, поляночка, солнышко, списал,
Б. продвигаются, надел, нашли, здоровье,
В. переносишь, выход, накормит, подъехал,
Г. пропуск, подписать, вышел, продукт.
- 16. Укажите группу слов с буквой а в приставке.
А. д…,шел, п…,ставить, пр…,читать, Б. з…,хотеть, н…,дкусить, з…,купить,
В. …,бломок, п…,днялась, з…,вершить, Г. п…,явился, …,тбился, р…,згорелись.
Задания третьего уровня (3 балла)
- 17. Выпишите из предложения слово, обозначающее предмет.
Белеют высокие ромашки.
- 18. Прочитайте текст и выполните задания.
Поднялась за рекой темная туча. Загромыхал вдалеке гром. Пронесся по макушкам деревьев вихрь. Закачались деревья. Закружились над поляной листья. Упали первые капли дождя.
Выпишите из первого предложения сказуемое.
- 19. Прочитайте текст и выполните задания.
Тише дождь. Посветлело за окнами. Вода струится по стеклу. Побежали по дорогам ручьи. Позеленел за окнами луг.
Выпишите из последнего предложения словосочетание из слов: обозначающего действие предмета и обозначающий предмет.
- 20. Из данных словосочетаний выпишите имена собственные.
Кот Барсик. Коза Милка.
- 21. Выпишите слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
Вся большая поляна была покрыта ягодами.
- 22. Выпишите из предложений однокоренные слова.
Береза – красавица русских лесов. Она всегда вызывает радость. Молодые березки напоминают травку.
- 23. Выпишите из текста однокоренные слова.
Место, где ты родился, твоя родина. У каждого человека есть родная деревня или поселок.
- 24. Выпишите из предложений слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Запишите рядом проверочное слово.
Правый берег речки крут. Стрижи свили там гнёзда.
ТЕСТ 4
Задания первого уровня (1 балл)
- 1. Укажи предложение
А. Погрузились в сон. Б. Течёт в кране. В. Наступила весна Г.Сделан изо льда
- 2. Подлежащее отвечает на вопрос…,
А что делает? Б.кто? что? В.какой? Г. иной ответ
- 3.Выбери слово, от которого нужно поставить вопрос к выделенному слову.
Затянул водную гладь прудов ковёр ряски.
А.ряски Б. затянул В.гладь Г. иной ответ
- 4. Укажите, какое из данных слов является проверочным для слова сказка
А. рассказ Б. присказка В. подсказка Г. сказать
- 5.Укажите слово, в котором Ь – разделительный
А. осенью Б. картофельный В. крыльцо Г. большой
- 6. Укажите слово, в котором пропущена буква е
А. цв(е,и)ты Б. гр(е,и)бы В. л(е,и)сёнок Г. в(е,и)шнёвый
- 7. Выделение корня в словах позволяет…,
А. находить родственные слова Б. образовывать новые слова
В. связывать слова в предложение Г. иной ответ
- 8. Укажите слова, состоящие только из корня
1. лес 2. лесник 3.зал 4. домик
А.1,2 Б. 1,3 В. 2,4 Г. иной ответ
Задания второго уровня (2 балла)
- 9. Укажите вопросительное предложение (знаки препинания в конце предложений не расставлены)
А. На полянке росли кусты брусники.
Б. По краям полянки зеленели кусты малины.
В. Вдруг послышался шорох.
Г. Что за зверушка.
- 10. Укажите, каким членом предложения является выделенное слово
Ударила первая капля дождя.
А. подлежащим Б. сказуемым В.второстепенным членом предложения Г. иной ответ
- 11. Укажите, сколько в предложении слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
Кошка со двора, а мыши , по столам.
А.1 Б. 2 В. 3 Г. 4
- 12. Какую группу слов можно назвать группой однокоренных слов?
А. гора – горный – горький Б. покос – косарь – косынка
В. школа – школьник – пришкольный Г. вода – водитель – водный
- 13. В каком предложении на месте пропуска удвоенный согласный не пишется?
А. А потом помчался к касс(сс)у покупать бутылку квасу.
Б. Рус(сс)кий с мечом не шутит.
В. Иногда журавль получал кус(сс)очки мяса.
Г. По Рос(сс)ии действуют патрульные службы
- 14. Укажите, в каких словосочетаниях выделенное слово, употреблено с предлогом по
1.(по)казалось облако 2.(по)дуло свежестью 3. скакать (по)степи 4.разметала (по)дорогам
А.3,4 Б. 3,4 В.2,4 Г. иной ответ
- 15. Укажите слово такое же по составу как слово книга
А. доля Б. домик В. цветной Г. кустики
- 16.Укажите, в какой группе все слова с непроизносимыми согласными.
А. облас..ной, трос…,ник, со..нце, гиган…,ский
Б. ненас…,ный, капус…,ный, ужас…,ный, прекрас…,ный
В. чес…,ный, звёз…,ный, чу…,ство, вкус…,ный
Г. со…,нце, поз…,ний, интерес…,ный, сер…,це
Задания третьего уровня (3 балла)
- 17. Выпишите из предложения слово, обозначающее признак предмета
Вьётся цепкий горошек.
- 18. Прочитайте текст, выполните задание
Широка и величава северная река Печора! Очень красивы её берега! На них частый ельник, березняк. Есть отвесные скалы. Большие селения раскинулись по берегам реки.
Выпишите из последнего предложения словосочетание из двух слов: обозначающего признак предмета и обозначающего предмет.
- 19. Прочитайте текст и выполните задания.
Жарче и жарче светит солнце. Днём с крыш капают капли, тают на солнце длинные сосульки. Потемнели дороги. Лёд на реке посинел.
Каким (повествовательным, вопросительным, побудительным) является предложение, в котором говорится о солнце?
- 20. Выпишите слово с пропущенной глухой согласной в середине слова.
Нет такого дру…,ка, как родная мату…,ка.
- 21. Выпишите из предложения слова с противоположным значением.
Сеяли густо, да взошло редко.
- 22.Выпишите слова с приставками.
(На)ступает вечер. Заря (за)пылала. (На)поляны упал алый блеск. (От)деревьев бегут длинные тени.
- 23. Выпишите из предложений слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Запишите рядом проверочное слово.
Девочка вдыхала сладкий запах зелени. Было тихое осеннее утро.
- 24. Выпишите из текста слова с непроизносимой согласной в корне.
С дуба ещё не облетели листья. И он особенно красив в лучах зимнего солнца. Жаль, что появилось оно сегодня поздно.
Ключи правильных ответов к тестовым заданиям
ТЕСТ 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Б | В | Б | А | В | А | Б | А | А | А | Б | А | В | В | Г | А |
17- росла на полянке
18- 3,1,2,5,4
19- по стеклу
20- столица
21- бежать- бег, ходить , ход
22 , закрыть
23- прелестный
24- извлёк, измазанную
ТЕСТ 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
А | Б | Б | Г | А | Б | Б | Б | Б | А | А | Б | А | А | А | Б |
17- растут в саду
18- 2,4,3,5,1
19- повествовательным
20- друзья
21- сорил , сор, возил , воз
22 , унести
23- капустный
24- забежал, завалинку
ТЕСТ 3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Б | Г | А | В | А | В | В | В | Г | А | Б | Б | Б | Б | В | Б |
17- ромашки
18- поднялась
19- позеленел за окнами
20- Барсик, Милка
21- большая, полянка
22- берёза , берёзки
23- родился, родина, родная
24- стрижи- стриж
ТЕСТ 4
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
В | Б | В | Г | А | А | А | Б | Г | В | Б | В | В | Б | А | А |
17- цепкий
18- большие селения
19- повествовательным
20- матушка
21 , густо- редко
22- наступает, запылала
23- зелени , зелёный, осеннее- осень, запахи , пахнет
24- солнца, поздно
Автор-составитель: Кравченко Марина Ивановна, заместитель директора по УР и учитель начальных классов МКОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»