Мелкая моторика и речь
Связь развития мелкой моторики с формированием речи и развитием мышления доказана уже давно и сомнениям не подвергается.
Определенные точки, расположенные на пальцах рук, имеют связь с головным мозгом. Таким образом, развитие координации может опосредованно повлиять и на интеллектуальное развитие ребенка, формирование воображения, зрительной памяти, внимательности к деталям.
По этой причине родителям рекомендуется уделять особое внимание данному вопросу с самого раннего возраста ребенка. Для того чтобы процесс был интересен детям, педагоги постоянно разрабатывают новые методики развития мелкой моторики в игровой форме.
Игры до двух лет
Игры можно начинать после того, как у новорожденного полностью проходит физиологический гипертонус – примерно с трех месяцев.
С этого возраста и до года достаточно просто легких поглаживаний и массажа рук и пальчиков ребенка, способствующих расслаблению мышц.
После года дети, как правило, начинают проявлять особую заинтересованность в процессе, поэтому можно включать в игры использование песенок, потешек, стишков.
В этом возрасте рекомендуется выполнять упражнения, подобные общеизвестным «Ладушкам»: взрослый может выполнять упражнение пальчиками малыша, если сам он пока этого делать не может.
В возрасте двух лет дети уже справляются с упражнениями самостоятельно.
Помимо описанных выше свойств пальчиковых игр, они также благотворно влияют на формирование контакта между ребенком и родителем, и способствуют закладыванию коммуникативных навыков.
Роль музыки в играх
Музыкальное сопровождение является неотъемлемой частью таких игр, поскольку оно дополнительно стимулирует работу мозга. Также с помощью музыки возможно регулирование ритма выполнения упражнений, делая акцент на определенных частях.
Упражнения следовать выполнять сначала в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
Хорошо, если при этом родитель будет подпевать музыке – таким образом, можно будет еще больше заинтересовать малыша.
Музыкальные пальчиковые игры
Среди наиболее интересных и эффективных вариантов пальчиковых игр можно выделить следующие:
• «Кулак-ребро-ладонь». Желательно выполнять ее под бодрую и веселую музыку, отдельными движениями следует последовательно выполнять жесты: помещать ладонь на стол, затем сжимать ее в кулак и помещать ее на стол ребром.
• «Колечко». Заключается в поочередном перебирании пальцев, которые следует плавно соединять в кольцо.
• «Рисование». Под плавную тихую музыку малыш рисует одновременно двумя руками фломастером или карандашом на двух листах бумаги.
Как и когда играть
Для того чтобы процесс был интересен, не стоит слишком затягивать его. Достаточно выделять по 5-10 минут в день. Важно, чтобы оба партнера по игре – родитель и ребенок – находились в хорошем настроении, от этого и зависит результат.
Можно использовать в играх дополнительные предметы: пирамидки, кубики, бусины. В возрасте полутора-двух лет можно использовать также шнуровку, пуговица, пластилин и тесто для лепки.
Таким образом, пальчиковые игры оказывают важное влияние на развитие детей в раннем возрасте, поэтому рекомендуется использовать их в числе других ежедневных активностей, поскольку они не только полезны, но и очень интересны малышам.