Наказание ребёнка.

Наказание. Педагогические возможности стимулирования воспитательного процесса

  • Наказание должно исходить из объективной оценки поступка ребёнка, а не диктоваться тем, что у вас сегодня плохое настроение. Ребёнок должен знать, что в его семье можно, а что нельзя. По наказанию ребёнок определяет свой кодекс морали, для него это и возможность определить границы дозволенного и недозволенного. Ребёнок не должен воспринимать наказание как месть или как стремление сорвать зло на нём. Наказание не должно оскорблять человеческого достоинства ребёнка. Взрослому не следует подчёркивать своего превосходства, показывать зависимое положение маленького человека. Это унижает его.
  • Наказание должно быть строго индивидуализированным, воспитателю нужно учитывать индивидуальные качества личности. То, что для одного покажется наказанием, другой воспринимает как поощрение.

Однажды К.С. Станиславский, желая наказать одного актёра, вызвал к себе трёх и среди них того, кого собирался наказать. Станиславский не сказал ему ни слова, но тот почувствовал себя наказанным, потому что он сильно расхваливал двух других. Так что можно наказать, и не наказывая.

  • Не всегда нужно наказывать ребёнка сразу после проступка. Эффективнее будет, если вы просто скажете: «Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить». Иногда бывает достаточно этого времени, чтобы дети пережили свою ошибку. И, слава богу – наказание при этом не потребуется. Макаренко это назвал методом отсроченной беседы.
  • Серьёзный разговор с ребёнком – сильно действующее средство, конечно, при наличии родительского авторитета. Надо по-деловому, хладнокровно, аргументировано объяснить ребёнку, в чём он ошибся и в чём состоит ваше требование, заставить его выслушать, до конца не перебивая. Конечно, такие разговоры должны происходить как можно реже.

Итог

Речь шла о педагогических возможностях такого средства стимулирования воспитательного процесса, как наказание. Оно обоюдоостро. Но не менее опасно и поощрение, если оно будет применяться в неограниченных дозах Захваливание, чрезмерное поощрение, бездумное прощение ведут к педагогическому браку, в конечном итоге калечат судьбы детей. И не всякий может вынести этот груз взрослого восхищения, постоянной похвалы, задабривания. Это разрушает комфорт личности, так как лишает её борьбы за своё совершенствование.

По этому, полезно понимать, что никакое средство воздействия на ребёнка не может быть ни плохим, ни хорошим, если его рассматривать отдельно от самой личности. Но в любом случае, в любой трудной неразрешимой ситуации следует помнить, как закон для себя, как приказ – к ребёнку всё равно надо подходить «с оптимистической гипотезой», верить в него, творить доброе, ведь воспитание в конечном итоге и есть прекрасное творение себя в другом человеке.