Нервный ребенок

Нервный ребенок , болезнь или каприз

Очень часто родители жалуются на нервность своих детей. Но надо отличать нервного ребенка от ребенка просто капризного, недисциплинированного.

Есть дети, у которых заболевания центральной нервной системы явились следствием родовой травмы, недоразвития головного мозга, тяжелой желтухи, перенесенной в первые дни жизни, и т. д.

Это — серьезно больные дети, бывающие не только очень беспокойными, но всегда в большей или меньшей мере отстающие в психическом и моторном развитии. Они долго не узнают мать, поздно берут игрушки в руки, у них задерживается развитие речи, долго не могут самостоятельно сидеть, вставать и т. д.

За этими больными детьми необходимо систематическое наблюдение не только детского врача, но и невропатолога, психиатра, а иногда и других специалистов.

нервность детей

Не об этих детях с тяжелым поражением нервной системы пойдет здесь речь&#8230,.

Детские неврозы , причины и признаки

Имеются в виду практически здоровые дети, но отличающиеся неустойчивостью в своем поведении, В раннем возрасте они часто беспричинно капризничают, требуют постоянного к себе внимания старших, плохо едят, плохо засыпают и беспокойно спят.

Старшие дети (дошкольники и школьники) отличаются изменчивостью настроения, от состояния повышенного радостного возбуждения легко переходят к беспричинным капризам, плачу. Они не могут усидчиво заниматься игрой или школьными занятиями, им легко все надоедает, а иногда, наоборот, — увлекшись, например, какой-либо игрой, они никак не могут переключиться на другое занятие. Утром эти дети часто вялы, капризны, а вечером — возбуждены, их с трудом удается уложить спать.

если-ребенок-нервный-агрессивный

Эмоциональная неустойчивость ребенка

Эмоционально неустойчивые дети любят «командовать» сверстниками, но не любят подчиняться. Учась в школе, они легко утомляются, не могут сосредоточиться при приготовлении уроков, легко отвлекаются, в классе — неусидчивы, невнимательны. Иногда такие дети боятся темной комнаты, страдают ночными страхами. Конечно, в нервности детей известную роль играет некоторое предрасположение, конституциональные особенности, влияние наследственности.

Однако в громадном большинстве случаев повышенная нервность, легкая возбудимость и капризы детей — результат неправильного воспитания и несоблюдения режима с первых дней их жизни. Кормление ребенка не по часам, а когда вздумается матери или когда ребенок заплачет, постоянное пребывание ребенка на руках, а не в кроватке (в часы его бодрствования), недостаточное пребывание на воздухе, несоблюдение режима сна — вот почва, на которой начинает формироваться личность нервного ребенка.

Что же делать, если ребенок оказался нервным?

Прежде всего его надо показать детскому врачу и невропатологу, чтобы выяснить, нет ли какого-либо заболевания, нарушающего нормальное состояние нервной системы (рахит — у грудных и маленьких детей, глистная инвазия — у более старших, кожные зудящие сыпи, раздражающие ребенка и нарушающие его сон, и т. д.).

Если ребенок практически здоров, у него нет никаких заболеваний, в том числе и нервной системы — лечить его надо не бромом и валерьяновыми каплями, не строгостью и наказаниями, а устранением дефектов режима жизни и воспитания.

Что делать, если ребенок очень нервный

  1. Прежде всего надо установить правильный режим сна: дети к концу первого года жизни должны спать OKOЛO 16 часов в сутки (ночной сон около 10 часов и два раза днем (по два-два с половиной часа).
    • В возрасте 3—4 лет длительность суточного сна сокращается приблизительно до 14 часов, в дошкольном возрасте — до 12 часов.
    • Дети младшего школьного возраста должны спать не менее 10 часов, а старшие школьники не менее 8—9 часов в сутки.
    • Дети дошкольного возраста обязательно должны иметь дневной сон (полтора-два часа).
    • Такой же продолжительности дневной сон следует рекомендовать нервным детям младшего школьного возраста.
    • Старшим школьникам с повышенной возбудимостью и легкой утомляемостью следует рекомендовать после прихода домой, если и не спать, то хотя бы спокойно полежать час-полтора.
  2. Второе необходимое условие — достаточное пребывание на свежем воздухе.
  • Даже в учебное время дети старших классов должны гулять не менее 2 часов ежедневно.
  • Прогулки желательно сочетать с подвижными играми, спортом и т. д.
  • В выходные дни и в дни школьных каникул нервных детей следует максимально разгружать от учебных занятий.
  • Категорически исключить ежедневное пребывание ребенка перед телевизором и компьютером. Можно, конечно, 1—2 раза в неделю, посмотреть детскую передачу по телевидению или поиграть на компьютере, но нельзя вводить в систему.

[su_box title=&#187,От автора&#187, style=&#187,bubbles&#187, box_color=&#187,#e4ff9e&#187, title_color=&#187,#1b1818&#8243, radius=&#187,7&#8243,]Конечно, и самим, родителям приходится ограничивать себя. Нельзя, как это часто делают, самим ежедневно смотреть все интересные передачи телевидения и сидеть в &#171,Одноклассниках&#187,, а ребенка отправлять в соседнюю комнату готовить уроки.[/su_box]

Режим дня и питание для нервного ребенка

Режим дня и питание для нервного ребенкаВо время приготовления уроков необходимо соблюдать чередование выполнения домашних заданий с краткими (на 10—15 минут) перерывами для отдыха. Из питания следует исключить острую пищу, продукты, возбуждающие нервную систему, крепкий чай, натуральный кофе, шоколад, какао. Наконец, особенно большое внимание надо уделить физиопроцедурам, укрепляющим нервную систему и повышающим сопротивляемость детского организма к случайным инфекциям и простудам.

Воздушные ванны для ребенка

Воздушные ванны для ребенкаУтром ребенок любого возраста должен принимать воздушную ванну при комнатной температуре. Воздушная ванна должна сочетаться с умеренными физическими упражнениями. Длительность этой утренней процедуры варьируют в зависимости от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. Всегда следует начинать с 2—3 минут и, постепенно повышая, доводить длительность утренней воздушной ванны с легкими физическими упражнениями до 10—15 минут. Детям грудного возраста и первых 2—3 лет утреннюю воздушную ванну надо сочетать с массажем и гимнастикой.

Водные процедуры

Водные процедуры для ребенка

  • На нервную систему ребенка особенно благотворно влияют водные процедуры. Можно через 1—2 дня делать ванны с хвойным экстрактом.
  • Температура воды 36,5—37°, продолжительность 7—10 минут.

Очень хорошие результаты дают обтирания водой. Нередко ошибочно думают, что нервных детей не надо обтирать холодной водой. Многим детям это очень нравится. Они приходят в хорошее настроение, но холодная вода не успокаивает, а обычно возбуждает ребенка.

  • Обтирание надо начинать водой 36,5—37°, один раз в 7—10 дней температуру воды снижать на 1° и постепенно доводить до 25—27° в зависимости от возраста ребенка.
  • Голени и стопы можно обтирать водой с еще более низкой температурой (до 18—20°). Во время обтирания ребенок должен стоять на коврике или в тазу с теплой водой.
  • Пользоваться душем с сильным ударом водных струй не следует.
  • В летнее время водные обтирания можно проводить на воздухе.

Нервным детям можно купаться летом в естественных водоемах, но не в холодной воде. Нельзя допускать появления у ребенка дрожи и «гусиной кожи». Характер водной процедуры всегда следует согласовать с врачом, систематически наблюдающим за ребенком.

Правильный подход к воспитанию

Особое внимание надо уделять правильному педагогическому воспитанию. Некоторые родители ошибочно думают, что нервного ребенка нельзя расстраивать, не делают ему замечаний, допускают непослушание и т. д.

Другие родители, наоборот, убедившись, что ребенок не столько нервный, как капризный, начинают беспрерывно останавливать его и даже прибегают к наказаниям.

И тот и другой подход ошибочен. К нервному ребенку надо подходить спокойно, твердо и настойчиво добиваться послушания, выполнения режима и т. д. Все это надо делать тактично, избегая ненужных конфликтов, незаметно для ребенка, уступая ему в мелочах.

Правильный подход к воспитанию