Воспитательные функции игры

Аксиома счастья такова:

чем больше радости испытывает ребёнок в детстве, тем больше он её подарит людям, когда станет взрослым. Недобрые и скучные люди чаще вырастают из детей, которым не повезло в детстве – лишены были веселья, игр, радости.

Много ли ребёнку нужно для счастья? Доброго человека, хорошую книжку, «ладно скроенную игру», – писал А. В. Луначарский. Игра всегда возникает из стремления детей к счастью. Она доставляет ребёнку радость. Эта радость от его первого творчества, от победы над собой. Радость перевоплощения, фантазии в игре .

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений об окружающем мире… Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», – писал В. А. Сухомлинский.

В значении, которое имеет игра для маленького человека в семье, сомневаться не приходится, хотя некоторые родители явно недооценивают роль игры, её большие воспитательные возможности. Исключая игру из своего арсенала средств воздействия на ребёнка, они считают её пустой забавой, делом весьма несерьёзным.

Уместно в этой связи напомнить, что М. А. Горький о значении серьёзного и не серьёзного в жизни ребёнка писал: «Тенденция позабавить ребёнка не есть «недоверие, неуважение к нему», она педагогически необходима как средство, как гарантия против опасности засушить ребёнка «серьёзным», вызвать в нём враждебное отношение к серьёзному». И в то же время эта тенденция необходима как возбудитель воображения, интуиции».

М. А. Горький утверждал, что «ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет и словом и в слове». Игра для ребёнка – это обычная сфера приложения сил. Игра для него – это жизнь.

Сложно представить, что может случиться, если ребёнка вырвать из этой привычной для него среды, если лишить его игры, если никогда не баловать его таким самым большим удовольствием.

Высоко оценивая воспитательные функции игры, известный психолог Н. Д. Левитов утверждал, что для воспитания отдельных черт характера ребёнка необходимо, что бы он сначала пережил хотя бы временно отсутствующее состояние. Эти временные состояния решительности, сдержанности, инициативности неизбежно возникают в детской игре, поскольку уровень поведения ребёнка в игре всегда выше уровня его реальной повседневной жизни.