Фактический ресурс беговых кроссовок

Как вы знаете, большинство производителей беговой обуви крайне рекомендуют менять кроссовки в среднем каждые 700-1000 км. То есть, при набеге 100 км в неделю, через два месяца вы выкидываете свои тренировочные тапки и идете в магазин покупать новые.

Каждый из бегунов, хотя бы раз, но думал , не слишком ли часто? Это ведь не пачка спагетти: хорошие кроссовки стоят хороших денег, будь то трейл или асфальт, не важно.

В связи с этим находятся любители бега, наматывающие по несколько тысяч километров в одной паре обуви. Правы ли они? В некоторых случаях да. Есть несколько причин забить на рекомендации продавцов кроссовок.

1. Компании-производители должны продавать. И не просто продавать, а увеличивать оборот любыми допустимыми путями. Это элементарный закон маркетинга. Однако желательно не путать причину и следствие. Применение сверхлегких, но не слишком дорогих и не слишком износостойких материалов продиктовано спросом потребителей, что идет на руку торговым маркам.

2. Занижение реального срока службы беговой обуви , это своего рода перестраховка компаний в виде защиты от ответственности , &#171,ну мы ведь предупреждали&#8230,&#187,

3. Техничным бегунам и представителям разнообразных &#171,босоногих&#187, школ бега не особо интересен тот факт, что амортизационные свойства всевозможных смягчающих удары вставок и, особенно, самой подошвы, со временем снижаются.

4. Многие марафонцы не нуждаются в дополнительной поддержке (которая так же подлежит износу), если пронация не выходит за рамки аномальной, а приземление происходит на передний отдел стопы.

Все это справедливо для половины бегунов и триатлетов, но что делать со второй половиной спортсменов, которая бегает, жестко приземляясь на пятку, единственной защитой которой является как раз-таки амортизация кроссовка?

Кто-то поспешит дать совет переучиваться и менять технику бега, но такие необдуманные рекомендации могут нанести больше вреда, чем пользы. И не исключено, что атлет при изучении &#171,правильной&#187, техники начнет травмироваться. Несмотря на то, что до этого не знал никаких проблем и вполне себе получал удовольствие от бега.

Более логичный вариант , это, конечно, следить за износом кроссовок. Сегодня главным материалом для изготовления подошвы служит этиленвинилацетат, или, проще говоря, пена EVA (ЭВА). Именно она играет решающее значение для амортизации обуви, а не гели, воздух и прочие коммерческие фишки Найков, Асиксов и Бруксов.

Потеря амортизации подошвы

Подошва ЭВА имеет легкую и гибкую структуру, которая под воздействием постоянных компрессионных нагрузок имеет свойство несколько уплотняться, что ведет к частичной потере изначальных амортизирующих свойств.

Но этиленвинилацетат на данный момент не имеет конкурентов из-за своего веса, стойкости к агрессивным веществам и высокой температуре, гигиеничности и стоимости.

Практически на всех кроссовках уплотнение материала подошвы можно определить визуально по появлению горизонтальных морщинок и складок. Но факт в том, что EVA не уплотняется до бесконечности. Максимальные потери амортизационных свойств составляют примерно 40%. Средний километраж набега при этом находится в районе 800 км. Далее уплотнение подошвы практически прекращается.

У топовых бегунов потери в амортизации подошвы еще меньше , около 20%. И рост потерь прекращался после ~1000 км, оставаясь на том же уровне.

Фактически получается, что производители рекомендуют нам менять кроссовки именно при достижении подошвой EVA порога, когда снижение амортизации более не происходит. Выходит, что бегуны продолжающие тренироваться в &#171,изношенных&#187, кроссовках и не имеющие связанных с этим проблем, ничего не теряют.

На самом деле, даже если бы амортизационные свойства обуви продолжали бы плавно и постепенно уменьшаться до нуля, то этот процесс сложно было бы заметить из-за способности тела совершенно незаметно подстраиваться под внешние условия, включающие жесткость или неровность беговой поверхности.

Сама по себе жесткая поверхность оказывает лишь незначительное влияние на стрессовые ударные нагрузки и практически не является провокатором травм. Поскольку изначально опорно-двигательный аппарат способен все успешно компенсировать.

Однако именно привыкание к излишне мягкой обуви создает для ног слишком тепличные условия, притупляющие и ослабляющие способность тела работать эффективно и безопасно на любой поверхности.

Гиперпронаторы

Некоторые исследования, объявляющие поддержку стопы бесполезным излишеством, на данный момент не являются убедительными на сто процентов. Для бегунов, приземляющихся на передний отдел стопы, это разумно. Но когда идет речь о приземлении на пятку или на плоскую стопу, то отсутствие поддержки вызывает дискомфорт у гиперпронаторов. Поэтому пока что не будем от нее отказываться.

В таких моделях беговых кроссовок существует поддержка стопы от излишнего кручения голеностопа и завала его вовнутрь. Выполняется она, как правило, из того же EVA и выглядит, как клиновидная вставка в области арки стопы.

По мере уплотнения и просадки материала, как подошвы, так и дополнительной поддержки, голеностоп может увеличивать амплитуду движений и влиять на механику бега. Это и провоцирует иногда боли в пояснице, коленях и в других ответственных областях.

Но в этом случае нередко можно выкрутиться не сменой кроссовок на новые, а всего лишь покупкой анатомических стелек с более выраженной поддержкой арки.

Бренды

Производители активно продвигают свои ноу-хау в виде разнообразных смягчающих вставок в подошву. Но модели обуви, одинаковые по назначению, на практике не имеют огромных различий в амортизационных свойствах. Поскольку основной материал подошвы у всех один и тот же , этиленвинилацетат. А конечные ударные нагрузки регулирует все-таки тело бегуна.

Смотреть скорее надо не на то, есть ли капля геля где-то под пяткой, а на личные ощущения и комфорт ноги. А так же на то, чтобы кроссовки не меняли кардинально вашу биомеханику. Ну и еще на несколько важных параметров.

Чередование кроссовок

Все правильно, у грамотного бегуна не одна пара кроссовок, и, пока одни из них на ногах , другие в этот момент отдыхают и проветриваются. Это хорошо с точки зрения гигиены и возможности бегать в любых условиях, от асфальта до скайраннинга. Однако совершенно не помогает снизить деформацию и уплотнение пены EVA. При пробеге 700-1000 км она точно так же достигнет минимальных значений амортизационных свойств.

Минимализм

Приверженцы минималистичной беговой обуви, не испытывающие нужды в амортизации, в определенном смысле экономят на экипировке, поскольку могут бегать в кроссовках, пока те основательно не развалятся или подошва не протрется насквозь. Если такая обувь добротно сшита, то она поистине неубиваема и в частой замене не нуждается.

Статистика

Согласно опросу среди широкого круга бегающих моих знакомых, примерно половина атлетов перестают использовать беговые кроссовки для своих тренировок лишь тогда, когда они изнашиваются настолько, что перестают просто держать форму. Кстати, у многих это часто случается даже раньше заявленного производителем срока замены.

Около 20 % марафонцев и триатлетов полагаются на свое тело, которое подсказывает через боли в спине или в суставах о необходимости идти в магазин за обновкой.

В оставшиеся 30 % спортсменов как раз-таки вошли те, кто следует указаниям производителей и не колеблясь меняет обувь.

Что делать

Безусловно, менять беговые кроссовки надо. Наиболее актуальным это становится при наличии особенностей опорно-двигательного аппарата, когда износ физически сказывается на здоровье тела.

Так же следует помнить, что износ , это не только потеря амортизации или дырки в сетке или в заднике, на которые давно уже никто не обращает внимания, а в том числе и неравномерное стачивание поверхности подошвы, что может сказаться на постановке ноги и изменять работу суставов.

Но в то же время нельзя забывать, что главное назначение любой обуви , это просто защищать ступни от агрессивной поверхности. Поэтому ко многим заявлениям, напрямую касающихся коммерческих выгод, нужно относиться скептически и стараться разобраться в деталях. Хотя, если бюджет позволяет, то можно и помодничать.