Методики раннего развития. Теория Монтессори.

В теории Монтессори рассматриваются основополагающие принципы, которые могут применяться к детям всех возрастов: независимость, наблюдение, следование за ребенком, исправление ребенка, подготовленная среда, абсорбирующий разум.

Независимость

«Никогда не помогать ребенку с задачей, если он чувствует, что может с ней справиться» Мария Монтессори.

Цель Монтессори-образования — сделать ребенка независимым и иметь возможность сделать что-то для себя. Это достигается путем предоставления детям возможности: возможности двигаться, одеваться, выбирать то, что они хотят делать. Когда дети умеют делать какие-то вещи для себя это повышает их самоуверенность, уважение к себе, то, что они могут нести на протяжении всей жизни.

Наблюдение

Наблюдать за игрой ребенка для родителей всегда просто и приятно. Мы можем подолгу смотреть, как дети веселятся, исследуя мир вокруг себя. Это был простой способ того, как Мария Монтессори узнавала детей и разработала свою теорию развития ребенка. Она отметила, что взрослые могут узнать о потребностях ребенка, наблюдая за ним. Например, если ребенок начинает стучать по игрушкам, дайте ему барабан. Наблюдение может создать гармонию, выполняя текущие потребности ребенка.

Следуйте за ребенком

Следуйте за ребенком, и он покажет Вам, что ему нужно делать, что необходимо развивать в себе, и в каком месте у него могут возникнуть трудности. «Целью детей, которые упорно продолжают свою работу с предметом, конечно, не «учиться», они тянутся к потребностям своего внутреннего мира, которые должны быть распознаны и разработаны с его помощью» Мария Монтессори.

Из того, что вы наблюдали за действиями ребенка, следуйте за ним в том, что он собирается сделать. Если малыш хочет встать, дайте ему возможность это сделать безопасно, не стоит быть чрезмерно заботливым. Следуйте за ребенком, но не направляйте его, не нужно все время говорить ему, что делать. Дайте ребенку свободу выбора и возможность действовать по-своему. Не говорите ему, с чем играть, а предоставьте выбор из различных игрушек. Кроме того, можно наблюдать за ребенком стоя в стороне и не вмешиваться, пока действительно не понадобится ваше участие (пока ребенок не собрался навредить себе или другим детям). Момент, когда стоит вмешаться, родители поймут со временем, когда узнают своего ребенка.

Исправление ребенка

Дети делают ошибки. Они могут что-то пролить, непреднамеренно уронить еду и т.п. Нет необходимости повышать голос в данной ситуации. Вместо этого спокойно признайте ошибку « Ой ты пролил воду, почему бы нам не взять тряпочку и не вытереть ее». Это возможность попросить ребенка сделать какую-то работу вместе с вами. Вы увидите — детям нравится убирать, ведь они видят, что так делают взрослые. Нет необходимости явно указывать на ошибки ребенка, дети сами должны это осознать. Исправление детей может привести к боязни что-либо предпринять, страх совершить еще одну ошибку.

Дети будут делать ошибки, и мы должны научить их в хорошей форме. Дать детям свободу выбора, и поддерживать их в своем выборе, убедившись, что они в безопасности, подпитывая их пытливые умы таким образом, чтобы они могли понять и реализовать свою потребность, это может быть ключом в помощи вашим детям реализовать свой потенциал.

Подготовленная среда

«Первая и приоритетная обязанность учителя состоит в  том, чтобы следить за окружающей ребенка средой. Это влияние является косвенным, но если она не будет хорошо сделана, не будет эффективных и постоянных результатов в физическом, интеллектуальном или духовных аспектах» Мария Монтессори.

Подготовленная среда является важной частью школы Монтессори. Она является связующим звеном для ребенка, чтобы учиться у взрослых. Комната ребенка соразмерна с деятельностью, создана для успеха и обеспечивает свободу передвижения выбора. Среда должна быть безопасной для ребенка, что бы свободно исследовать мир. Монтессори относится к игровой деятельности детей как к работе, так как именно через это они познают мир. Задача взрослого построить среду, в которой они будут учиться. Развитие ребенка зависит от окружающей среды, где он находится, эта среда так же включает туда родителей.

Абсорбирующий разум

Монтессори наблюдала, как дети выучили язык, хотя никто их не учил.  Это вызвало идею «поглощающего ума». Детям до трех лет не нужны уроки для того чтобы учиться, они просто поглощают все из окружающей среды, испытывая ее будучи ее частью. Поэтому важно что бы окружающая среда была создана хорошей и положительной, так как это то, что ребенок будет впитывать хочет он того или нет. Слова взрослого это одно из того, что ребенок может легко уловить. Будьте осторожны в том, что вы говорите при ребенке. Даже если вы думаете, что ребенок не услышал, так как он сейчас не может проявить себя, когда он сможет, вы не захотите услышать от них ругань на вас. Именно по этой причине, не следует говорить «нет» ребенку. Мы не захотим услышать впоследствии грубое для нас «нет» от ребенка. Вместо этого мы говорим «стоп», когда хотим сказать, что дети делают что-то не так.

Видео подборка:

Развивающие занятия для детей 2 – 3 лет по Монтессори дома. Учим цвета с малышом.

Развивающие занятия для детей по Монтессори. Nataly Gorbatova

Оцените статью
Международный журнал о здоровом образе жизни, который раскроет все секреты красоты, крепкого здоровья